Деловой квартал-Челябинск,
12 февраля 2018 г.
«На бирже мы в одной весовой категории с промышленными гигантами», — Аркадий Любавин 1140 просмотров
«Южурал-АСКО» — единственная региональная страховая компания, вошедшая в первую десятку по сборам в ОСАГО. В этом году акционеры планируют привлечь капитал в рамках SPO на бирже и провести ребрендинг.
О планах региональной экспансии и о том, как страховщик получает прибыль на убыточном рынке обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, DK.RU рассказал генеральный директор СК «Южурал-АСКО» Аркадий Любавин.
За выплатами все реже приходят в «трениках» с лампасами
Страховые сборы СК «Южурал-АСКО» в 2017 г. составили 7 млрд 356 млн руб., что на 23% превысило показатели предыдущего года. При этом выплаты выросли только на 10%, составив 4 млрд 384 млн руб.
— Судя по портфелю страховых сборов, ОСАГО по-прежнему остается приоритетным направлением для компании?
— Да, и в прошлом году серьезный рост страховых премий вернул компанию в первую десятку по сборам в этом сегменте. Впереди — только крупнейшие федеральные компании. При этом под словом «федеральные» я подразумеваю то, что они открыли представительства в большинстве регионов. В этом смысле «Южурал-АСКО» пока еще не федеральная компания, хотя мы работаем уже в 17 регионах. С 1999 г. мы вышли в соседнюю Курганскую область, восемь лет назад открыли филиал в Курской, а через год — в Томской области. Три года назад зашли в Свердловскую область, полтора года назад — в Ростовскую и Краснодарский край. В прошлом году филиалы в Сибири приросли офисами в Новосибирской, Омской и Кемеровской областях, а из Курска мы охватили целый ряд центральных регионов страны. Забегая вперед, могу сказать, что в первом квартале мы открываем филиал в Москве, а во втором квартале — в Тюменской области. Это утвержденный минимум на этот год. Так что если, строго говоря, мы еще и не федеральная компания, то уж точно крупнейшая на сегодняшний день региональная страховая компания. И в пяти регионах занимаем первое место по сборам в ОСАГО. В том числе — в Свердловской области, где мы за три года выросли «с нуля» на чужом, достаточно конкурентном рынке. Что интересно: в последние месяцы половина клиентов, особенно из малых городов, заходят на сайт и приобретают электронный полис.
— Насколько я понимаю, собрать деньги по ОСАГО не так сложно, как удерживать убыточность на приемлемом уровне?
— Если в 2016 г. средний уровень выплат на рынке по ОСАГО составлял 73,6%, а у нас — 71,6%, то в прошлом году среднерыночный показатель вырос до 79%, а у нас снизился до 61%. И здесь играет роль не один фактор, а целый ряд, что позволяет обеспечить некоторую стабильность. Мы работаем с ОСАГО уже пятнадцать лет и научились детально и квалифицировано оценивать убыточность в динамике. Причем, в отличие от многих федеральных компаний, не в целом по Челябинской области, а в каждом конкретном городе. И точно знаем, опираясь на статистику, чем различается, к примеру, убыточность в Чебаркуле и в Кыштыме. Это дает возможность контролировать ее уровень, где-то корректируя агентское вознаграждение, где-то разрабатывая специальные соглашения с автосервисами по прямому урегулированию убытков, где-то противодействуя так называемым «серым автоюристам». Во-вторых, есть целый спектр управленческих решений по организации бизнес-процессов и урегулированию убытков, начиная с момента ДТП. К примеру, так оперативно взаимодействовать с виновниками и пострадавшими в аварии, чтобы не допустить или, во всяком случае, минимизировать их общение с «серыми автоюристами». И тем самым снизить потери, которые могут быть вызваны завышением расходов, судебными издержками, выплатой штрафов и пени. До нуля, конечно, свести не получается, но все же картина заметно лучше, чем у многих страховщиков. Ну и, естественно, раз мы на сегодняшний день самый крупный игрок в регионе, мы можем обеспечить большой поток заказов, и это позволяет оговаривать различные преференции в партнерских соглашениях с автосервисами, в том числе финансового характера. И это тоже позитивно сказывается на показателе убыточности. Еще один фактор — принципиально изменившиеся в прошлом году отношения с правоохранительными органами. После резонансного совещания, которое прошло в июле у заместителя генерального прокурора по УрФО, в Челябинске одну за другой стали задерживать банды матерых угонщиков и автоподставщиков, которые не один год пили нашу кровь. И мы видим, что в очереди на подачу заявлений на получение выплаты стало заметно меньше людей, условно говоря, в «трениках» с лампасами. Эти изменения заметили уже и на федеральном уровне.
— Кстати, заметила, что со столбов в городе исчезли объявления «Страховая не платит за ДТП? Поможем!». С чем это связано?
— Да, «серые автоюристы» и мошенники мигрируют в новые регионы — прежде всего, в Свердловскую и Курганскую области. Мы-то тут знаем их уже просто в лицо. А объявления на столбах исчезли буквально за неделю — и о дешевых полисах, и о помощи в урегулировании ДТП, как только правоохранительные органы стали действовать решительно и оперативно. А прежде все наши попытки обратить внимание на эту проблему оставались безуспешными, все только разводили руками: не можем поймать мошенников. Хотя, что их искать, все адреса-телефоны указаны.
— Вы говорите дешевые полисы, подразумевая поддельные?
— Ну, если полис продают за полторы тысячи, может ли он быть подлинным? Есть и водители, которые в принципе не купили полис, «потому что дорого», надеясь, что как-нибудь проскочат и не нарвутся на штраф. Но дело-то не в штрафе. А если случится авария, платить-то кто будет? Так, по крайней мере, хотя бы в рамках страхового покрытия «по железу» ущерб до 400 тыс возместит страховая компания. Кстати, после увеличения лимитов выплат все жулики ушли из автокаско в ОСАГО.
— Челябинская область перестала быть «проклятым» регионом, которого боятся страховщики?
— Я и три года назад, когда возникла ситуация с внезапным острым «дефицитом» страховых полисов в регионе, которая достигла такого накала, что губернатор вынужден был взять ее под личный контроль, говорил, что нужно детально разбираться в причинах, а не обвинять огульно страховщиков. Вот вы, например, можете назвать хотя бы один вид бизнеса, где предприниматель прятался бы от клиентов, не желая продавать товар? Лично я — нет. Проблема возникла не на пустом месте. Некорректно рассчитанные региональные коэффициенты к базовым тарифам на фоне разгула «серых автоюристов» делали обязательное автострахование в регионе крайне убыточным. Другое дело, что мы, как региональная компания, которая всегда стояла на этой земле, вызвали огонь на себя: не придумывали отговорок и страховали всех. Место в очереди люди занимали с ночи, как за колбасой в советское время. Хорошо, что Центральный банк и Российский союз автостраховщиков в сложившейся ситуации нашли определенные методы воздействия, которые, конечно, не всем пришлись по вкусу — в частности, была введена система «единый агент», но это позволило снизить убыточность до приемлемого уровня.
— То есть кризис в ОСАГО уже миновал?
— Мы с оптимизмом смотрим в будущее, потому что надеемся, что пойдем по пути, который выбрали и США, и европейские страны, где уже давно действует принцип свободных тарифов в ОСАГО. При этом тарифы в сопоставлении с ответственностью ниже, чем у нас. Лично я твердо убежден: не нужно госрегулирование там, где страховщики, основываясь на многолетней статистике и актуарных расчетах, могут вывести обоснованные тарифы. Высказываются, конечно, опасения, что все страховщики, сговорившись, сразу же взвинтят цены до небес, но чем мы отличаемся от остального цивилизованного мира? Во время командировки в Штаты, еще 25 лет назад, я был поражен, когда узнал, что нарушители скоростного режима боятся не столько штрафа дорожной полиции, сколько того, что в следующем году страховая компания рассчитает тариф с повышающим коэффициентом, У нас повышающий коэффициент применяется, только если водитель стал виновником ДТП. Из таких вот моментов и складывается культура вождения. В нашей стране же частота ДТП — 6-7%. Мы все каждый день, находясь за рулем, становимся свидетелями аварии, а то и не одной. А часто ли вам приходилось видеть столкнувшиеся автомобили, находясь в поездке где-нибудь в Европе? Частота случаев несоизмерима, я уже не говорю про тяжесть. Автомобилисты радуются, что при Юревиче расширили дороги. А страховщики — нет. Скорости в городе возросли, а это приводит к огромному росту ущерба при ДТП.
«Китам» страхового бизнеса не доплыть до провинции
В 1989 г. на волне рыночного закона «О кооперации» в Москве открылся кооператив АСКО — первая в стране частная коммерческая страховая компания. В 1990 г. в Челябинске открылся один из первых филиалов. С первых лет работы «Южурал-АСКО» по примеру АСКО-Холдинга приняла стратегию создания сети филиалов в Челябинской области. 1996 год стал годом реорганизации — региональные компании, входившие в корпоративную структуру АСКО, стали полностью самостоятельными.
— Приставка «Южурал» в названии компании не мешает планам по развитию региональной сети?
— Мешает. Особенно на старте в новом регионе. Поэтому мы задумались о ребрендинге. Пока без подробностей, могу сказать лишь, что это уже в ближайших планах и есть видение, каким должно быть новое название. Это объективная вещь — компания просто «переросла» прежнее наименование.
— Из прежней структуры региональных «дочек» АСКО сегодня оставалась только «Южурал-АСКО» и, кажется, компания из Самары?
— На самом деле «Самара-АСКО» по той же самой причине около пяти лет назад переименовалась в «Объединенную страховую компанию», когда открывала филиалы в Питере и Москве. В Курске по-прежнему есть компания «АСКО Центр». К сожалению, страховая группа «АСКО» в Набережных Челнах, заметный игрок на рынке ОСАГО, имевший, кстати, филиалы в Челябинской области, недавно обанкротился.
— А буквально на днях стало известно и об отзыве лицензии челябинской компании «ЮЖУРАЛЖАСО». Эти новости не вызвали нервозности у ваших клиентов?
— Да, нас даже иногда в Российском союзе автостраховщиков путали из-за созвучности названий. Встревоженные звонки были, приходилось объяснять, что к нам это никакого отношения не имеет. На самом деле отзыв лицензии челябинской компании — это отдельный разговор. Была хорошая, надежная компания, с первоклассными специалистами, с нормальными активами и сбалансированными тарифами. Просто не повезло с материнской компанией: когда «ЖАСО» исчезла, получилась уникальная ситуация: мамы нет, а дочка осталась. Решение о перепродаже новым собственникам оказалось неудачным — она перешла под контроль группы, которая является чемпионом по банкротствам, и даже известен срок, за который она умудряется банкротить совершенно здоровые компании, выводя активы — полгода, и компании нет.
— Тренд на укрупнение так же явно прослеживается в страховой сфере, как и в банковском бизнесе? Как вы умудряетесь конкурировать там, где киты барахтаются?
— В том-то и дело, что барахтаются. Потому что китам, если уж вы применили такую аллегорию, хорошо в океане. А в небольших заливах и уж тем более в речках им тесно, они туда и не суются. Россия — это все-таки не Польша и не Венгрия. И по территории, и по федеральному устройству мы ближе к Штатам, где несколько тысяч страховых компаний, причем львиная доля из них работают на территории только одного или нескольких штатов, многие — узко специализированы а потому глубоко профессиональны. И спокойно конкурируют, и всем хватает места. И если исходить из логики доступности страховых услуг, то очевидно, что два десятка компаний не в состоянии покрыть территорию всей страны. И второй момент, который возникает, когда круг игроков ограничен — это цена. Недавно прошла информация о том, что СГ СОГАЗ скоро сольется с ВТБ Страхованием. Если это произойдет, в портфеле объединенной компании окажется 50% страховых договоров по имуществу предприятий. Вы представляете объем? Или то, что такой монстр, особенно на высокомаржинальном сегменте, может позволить себе на не таких прибыльных видах? Ему же любые убытки — тьфу! Когда в Прибалтику пришли шведские компании и выставили тариф по каско 2%, через несколько лет все местные страховщики благополучно загнулись, а после этого тарифы взлетели. Это классика. Несложно предположить, что происходит, когда рынок монополизирован. Когда есть только один Росгазстрах, как говорил один мой коллега. Если не изменить подход к регулированию страховой отрасли, через 5-7 лет у нас останется с десяток крупных федеральных компаний, которые куда-то дойдут, а куда-то нет. Ну и регионы – «островки», в которых будет работать 10-15 крупных региональных компаний. Я считаю, что это неправильный путь для такой большой страны. Никакая технологическая революция, цифровизация и так далее ничего кардинально не изменят: клиенты по своей воле к страховщикам не идут. Это не только в нашей стране, во всем мире так: страховой агент приходит и убеждает.
Выход на биржу — классический путь
Весной 2016 г. СК «Южурал-АСКО» провела реорганизацию, сменив правовой статус с общества с ограниченной ответственностью на акционерное общество, и конвертировала доли участников в 520 млн. акций номиналом 1 рубль, заявив о планах увеличить уставный капитал за счет дополнительной эмиссии акций.
— Оправдались ли ожидания, связанные с выходом компании на биржу?
— Нужно сказать, что первое, что мы сделали после смены правовой формы –– продали часть акций нашим сотрудникам по номиналу. Это был непонятный и даже удивительный с точки зрения многих профессионалов фондового рынка шаг. Но мы пошли на это совершенно осознанно, справедливо полагая, что за 27 лет коллектив точно вложил в становление и развитие компании достаточно, чтобы заслужить право приобрести акции по номиналу. Сотрудники покупали акции в добровольном порядке, без всякого нажима, подчеркиваю, потому что доброхотов, которые во всем ищут тайный умысел, немало. В общей сложности было выкуплено около 2%. Затем состоялся выход на биржу. Это достаточно сложная процедура, сопряженная с множеством всевозможных проверок — и с июля 2017 года акции компании свободно обращаются на бирже. Был серьезный взлет к концу августа, когда цена доходила до десяти номиналов. И лично я с большим позитивом воспринял тот момент, что только 20% сотрудников, которые приобрели акции по номиналу, решили их продать, тем самым зафиксировав многократную прибыль. Затем один из акционеров предложил клиентам и сотрудникам приобрести акции по 7 руб., что в то время было ниже биржевых котировок, и таким образом суммарно было продано более 10 млн акций. И сейчас мы, наконец, подошли к важнейшему этапу — дополнительной эмиссии. Цель простая — рост капитализации компании. На сегодняшний момент размер капитала достаточный и соответствует всем требованиям регулятора, но хотелось бы иметь еще больший запас прочности. Это продиктовано и планами роста компании: предложения выйти на интересные рынки поступают регулярно. В том числе от команд, которые остались не у дел, потому что очередная региональная компания не выдержала прессинга и закрылась. Это на самом деле трагедия. После банкротства очередного страховщика отрасль теряет целые команды квалифицированных специалистов. Агентам крупной федеральной компании, в которой клиенты страхуются «по указке», не нужно обладать профессиональными компетенциями, их задача — просто выписать полис. А вот так проявить себя в конкурентной борьбе, найти настолько убедительные доводы, чтобы не опускаться до демпинга, потому что это неминуемо повышает риски, — вот это требует мастерства и профессионализма.
— История с выходом на биржу — не слишком традиционная для страховой отрасли, не так ли?
— Да, номинально мы на бирже вторые из страховщиков. Правда, «РЕСО-Гарантия», которая на сегодняшний день лидер российского рынка ОСАГО, заявила о намерениях IPO , сказав, что они первые, но, мягко говоря, они уже третьи. Конечно, появление страховщика, пусть даже крупного по региональным меркам — это «экзотика» для Московской биржи, на которой сегодня обращаются ценные бумаги только шести челябинских промпредприятий — металлургических и машиностроительных гигантов, и вдруг выходит организация из финансовой сферы. Но по масштабам бизнеса уже нельзя сказать, что мы несопоставимы. Если взять объем реализации продукции машиностроительного завода и собранных нами страховых взносов — мы в одной весовой категории.
— Какую сумму вы рассчитываете привлечь в рамках SPO?
— Пока это коммерческая тайна. Мы намерены продать акции по курсу, который бы обеспечил существенный прирост капитала компании. При этом уступать контрольный пакет собственники, конечно, не собираются. Это прибыльное дело. Но если появятся серьезные, цивилизованные инвесторы, которые приобретут достаточно крупный пакет, я думаю, что они будут представлены в Наблюдательном совете, участвовать в выработке стратегии развития компании. Это совершенно классический путь развития, который описан в западной литературе. Рано или поздно наступает время, когда развитие уже невозможно финансировать только за счет собственного капитала, и необходимо выходить на открытую площадку. Биржа для того и существует.
Ульяна БИСЕРОВА
Вся пресса за 12 февраля 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Компании и капиталы, Маркетинг, Страховое мошенничество, Управление
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|